Родительское собрание Дата: 18.05.2018 год
Тема: «Общечеловеческие ценности-основа семейного воспитания»
Учитель:Хохрякова Г.В.
Цель: Расширение представления об общечеловеческих
ценностях как основе семейного воспитания
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические
основы программы нравственно-духовного образования «Самопознания»
2.Раскрыть значение 5
общечеловеческих ценностей
3. Воспитывать у родителей понимание необходимости привития нравственных
качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека
План собрания:
1.Психолого-педагогические
основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
2.Аксиологические основы
программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
3.Роль родителей
в воспитании детей.
Ход собрания
1.
«Надо возродить этику жизни взамен тех условностей
«цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети
ХХ века. Ведь народ из покон веков владел и пользовался этими ценностями…,
черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритмепоследних
десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я
убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности
–задача из задач для каждого… или если хотите, назовите ее дорогой к Храму
знаний о человеке. Познать себя – должен каждый»
С.А.Назарбаева-автор
проекта нравственно-духовного образования «Самопознание».
В
школах Казахстана введен предмет Самопознание. Автором предмета духовного и
нравственного развития детей является первая леди Казахстана Сара Алпысовна
Назарбаева.
Принципы программы нравственно
–духовного образования «Самопознания»
1.
Принцип выявления нравственно- духовной природы человека
2.
Принцип общечеловеческих ценностей
3.
Принцип Любви
4.
Принцип ненасилия
5.
Принцип единства мысли, слова и дела
6.
Принцип социального взаимодействия
7.
Принцип национального наследия
8.
Принцип вдохновленного творчества
Условия преподавания предмета
самопознание
-
Создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий
для самоисследования, развитие интуитивного постижения себя и мира;
-
Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе
нравственно-духовного образования;
-
Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс
школы.
Гуманная
педагогика (отрывок видео «Гуманная педагогика Ш. Амонашвили»
Основными
постулатами гуманного педагогического мышления являются:
-
вера в возможности ребенка;
-
раскрытие самобытной природы в ребенке;
- уважение
и утверждение его личности;
-
направление его на служение добру и справедливости.
2.
Урок строится на абсолютных (вечных)
общечеловеческих ценностях. Эти ценности включают в себя и природные и
приобретенные ценности, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих
ценностей становятся качествами человека. Выявление общечеловеческие ценностей
ведет к проявлению добродетелей.
5
общечеловеческих ценностей
Истина
(правдивость в мыслях, словах, действиях)
Праведное поведение (правильное поведение;
единство мысли, слова, действия)
Покой (внутреннее спокойствие)
Любовь (ко всему живому)
Ненасилие (не причинение вреда ни в мыслях, ни
словом, ни действием).
Все
ценности личности определенным образом иерархизированы: одни имеют большую
значимость для личности, другие - меньшую.
Развитие
в себе общечеловеческих ценностей это само по себе уже образование. Любого, кто
старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное
поведение, мир, любовь, ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и
распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по-настоящему
образованным человеком
Учитель
самопознания не учит, не предлагает знания в готовом виде, он лишь направляет
вектор развития учащегося от изучения внешнего мира на открытие бесконечной
красоты своего внутреннего мира;
Открыв
свой внутренний мир и встав на путь осознанного развития, учащийся сам откроет
все необходимые ему знания и внутренний голос совести станет его вечным
духовным учителем
3.
Особый вклад в развитие нравственных качеств
подростка вносят родители. Именно в семье закладываются основы характера и
морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и
склонностей подрастающего поколения
Сегодня
мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем простую, но очень значимую тему. И
мне хотелось бы начать наше собрание с небольшой разминки. Я называю слово, а
ваша задача подобрать 10 существительных, которые у вас ассоциируются с этим
словом.
Слово «СЕМЬЯ» (группы приводят свои слова-ассоциации
с этим словом по цепочке).
Что
такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений
жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это
общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Что
важнее всего в семье?
Работа с понятием «ценности».
Очень
трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота ? А
может быть трудолюбие? А что Вы
понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?
(Идет
работа в группах, родители записывают на листочках бумаги свои мысли, что они
подразумевают под словом ценности.Затем идет зачитывание определений.)
Какие же нравственные ценности нужны
нашим детям?
Перед вами лежат листочки с ценностями.
Перечислите
те из них, которые пригодятся ребенку в его будущей жизни.благоразумие,
доброжелательность, мужество, справедливость, честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм,
доброта, терпение, отзывчивость, сочувствие, сострадание, доверчивость,
чуткость, вежливость, ответственность, независимость, общительность,
тактичность,талантливость,скромность, мудрость, серьёзность,
целеустремлённость.
(Работа в группах.)
Результаты
анкетирования.
На классном часе ученикам был задан вопрос: какие нравственные ценности
потребуются им в будущем, ребята ответили следующее:( учитель зачитывает
ответы)
Давайте
сравним ответы детей и ваш выбор. Как вы думаете, почему выбраны разные
ценности?
Работа
в группах.
Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и мнения
детей по многим вопросам, возникающим в семье. И мы вновь поработаем
группам. Вспомните ошибки, которые вы иногда допускаете в воспитании своих детей.
После информации всех групп, выделяются и обсуждаются общие ошибки.
Ошибки
в воспитании детей.
Современные психологи выделили 10основных ошибок в воспитании.
1. Обещание больше любить.
2. Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».
3. Безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».
4. Слишком много строгостей «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я
в доме главная».
5. Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама, моему малышу это не
по силам».
6. Навязанная роль
7. «Больше денег – лучше воспитание».
8. Наполеоновские планы «Мой ребёнок будет заниматься теннисом, музыкой,
танцами, спортом. Я не позволю ему упустить свой шанс».
9. Наше настроение « Можно или нет? Всё зависит от настроения».
10. Слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению у меня совсем нет
времени для тебя» .
Работа со сказкой.
Давайте вспомним одну поучительную сказку о том, как молодые родители, имея
старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай
бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из
которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего
четырёхлетнего сына за тем, что он пытался мастерить что-то из деревянной
чурки. На вопрос родителей о том, что он мастерит, малыш ответил, что он делает
посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда они
состарятся.
О чём нам говорит эта сказка?
Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые
воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость,
обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не
поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными
красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по
законам добра очень трудно.
Достоинства нашего воспитания.
Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши
достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас я вновь попрошу вас
поработать в группах.
Подумайте, обсудите в группе и запишите на лучах солнышка, которые лежат у вас
на столах ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к
нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего
ребенка, зная как это важно для него).
«Счастливые моменты в жизни детей»
На уже упомянутом классном часе, мы с ребятами
говорили и о самых счастливых моментах их жизни. Что же делает их
счастливыми? (просмотр видео с размышлениями детей)
Посмотрите на солнышко, которое светит нам . Оно щедро дарит нам свое тепло,
ласку, не выбирая для кого светить так и
мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий.
Нашу встречу хочется закончить притчей.
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить
рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но
когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из
вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький
домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала
плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье.
Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас
было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался
тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к
берегу».
Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей?
Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а
какие чувства вызывает свет в вашем окне у ваших детей , которые сами через
очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут
зажигать свет в своих окнах.
В заключении хочется, чтобы от нашего с вами солнца, тепла,
любви в нашем классе расцвел букет
(родители на отдельных цветках записывают
пожелания своим детям), например: « Я желаю, чтобы мой ребёнок был
отзывчивым… все цветы с пожеланиями прикрепляются на доску и формируется букет,
который будет продемонстрирован детям на классном часе, посвященном семье).
Домашнее задание:Постарайтесь
правильно определить приоритеты в воспитании детей. Не тратьте время, энергию
на мелочи. Обращайте больше внимания на общечеловеческие ценности - самые
важные вещи в вашей жизни и жизни ваших детей.