Признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергается насилию
Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и свидетели. Распознать насилие можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок – жертва становится действительно беззащитным перед нападками. Насилие может даже подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
При наблюдении за детьми, страдающими от насилия, могут обнаружиться:
Поведенческие особенности жертвы:
дистанцированность от взрослых и детей, негативизм при обсуждении тем насилия и агрессии, агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности жертвы:
напряженность и страх при появлении ровесников, обидчивость и раздражительность, грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Признаки физического насилия над ребенком:
- ребенок вялый, подавленный, испуганный;
- у ребенка регулярно появляются синяки, ссадины, повреждения, травмы;
- ребенок вздрагивает от приближения агрессора, или от резких движений;
- ребенок агрессивен к людям, животным, часто дерется;
- ребенок отказывается ходить в школу, детское учреждение, кружок, в более старшем возрасте прогуливает занятия.
Признаки, которые должны насторожить учителя:
- Ребенок начинает часто болеть и не ходит в школу;
- Несчастный внешний вид;
- Отсутствие друзей;
- Никто не хочет с ним сидеть за партой;
- Ребенок является постоянным объектом шуток и юмора;
- У ребенка снижается успеваемость;
- Ребенок часто приходит с испорченными вещами;
- Ребенка не зовут на дни рождения и к нему никто не подходит;
- Ребенок говорит, что ему не у кого спросить домашнее задание, когда приходит на занятия с невыученными урокам;
- На соревнованиях дети говорят «только не с ним!»;
- Ребенок часто проводит время на переменах в одиночестве.
Рекомендации для ШКОЛ
1. Внедрите политику «Нулевой терпимости» ко всем видам буллинга
2. Все сотрудники, руководство, школьники и их родители должны знать о политике против буллинга
3. Проводите уроки по кибербуллингу для школьников
4. Проводите встречи с родителями и учителями о том, как защитить детей от кибербуллинга
Рекомендации для педагогов-предметников и классных руководителей
- I Использовать в своей профессиональной деятельности методы гуманной педагогики и ненасильственного общения.
- I Информировать на классных часах и родительских собраниях учащихся и их родителей о правилах поведения в образовательном учреждении, Политике учреждения в отношении насилия, о каналах сообщения о фактах насилия совместно с учащимися разрабатывать правила поведения в классе (группе), закреплять их в письменном виде, который подписывают все учащиеся.
- I Педагогу очень важно знать и применять принципы формирования и работы групповой динамики. Коллектив – это живой организм, и им надо уметь управлять. Детский коллектив стремится выстроить иерархию, и без руководства значимого взрослого это может быть иерархия, построенная на деструктивных основаниях, что приведет к случаям насилия или даже травли. Значимый взрослый должен предложить ребятам конструктивную основу для сплочения – совместную деятельность. Помогают объединить класс совместные мероприятия, праздники, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
- I Формировать и поддерживать в классе (группе) такую среду, которая бы в полной мере учитывала потребности, интересы и права каждого учащегося, включая учащихся с особыми образовательными потребностями, особенностями развития и поведения, и ученического коллектива в целом; поддерживать с учениками теплые и доверительные отношения.
- I Не выделять отдельных учеников по какому-либо признаку (негативному или позитивному), не давать прозвищ. Способствовать развитию атмосферы принятия разнообразия. Организовывать мероприятия и обучающий процесс таким образом, чтобы каждый учащийся мог продемонстрировать свои сильные стороны. Использовать потенциал лидеров не с целью закрепить их доминантность, а чтобы научить ответственности. Вовлекать всех учащихся, даже тех, у кого получается что-то хуже, чем у других.
- I Формировать у учащихся навыки межличностного общения, умения договариваться и разрешать конфликты мирным путем.
- I В обучающих и внеклассных мероприятиях опираться преимущественно на методы стимулирования сотрудничества (работа в малых группах, проектный метод – позволяющие получить опыт совместного достижения успеха), а не конкуренции (соревнования, сравнивание оценок, рейтингов, особенно публичное).
- I Осуществлять постоянное наблюдение за коллективом учеников в целях раннего выявления межличностных конфликтов, формирования группировок, изоляции и травли замкнутых, малообщительных, эмоционально нестабильных учащихся, в том числе имеющих особые образовательные потребности, особенности развития и поведения, и своевременного оказания им помощи и поддержки. Проводить работу с выявленными случаями насилия и травли, корректировать деструктивные групповые процессы на ранней стадии.
I В качестве консультантов привлекать педагога-психолога и социального педагога для диагностики и улучшения социально-психологического климата в классе (группе), помощи в предотвращении и решении ситуаций с насилием, проведения бесед с его участниками и другими учащимися, консультирования родителей. Направлять в социально-психологическую службу учащихся, кому требуется личностная коррекция.
- I Не оставлять без внимания сообщения о случаях насилия, пресекать агрессивное поведение, разнимать конфликтующие стороны, принимать такие воспитательные дисциплинарные меры, которые дадут долговременный эффект и не усугубят ситуацию.
- I Внимательно относиться к случаям конфликтов и агрессии, не поддаваться стереотипам о том, что это естественный ход событий и дети сами разберутся или перерастут ситуацию. Необходимо называть вещи своими именами и не пытаться их замаскировать под другие. Травля это травля, а не «недружный класс». Каждый случай насилия может оставить глубокий деструктивный след как в ребенке, так и в коллективе в целом.
- I Сформировать у учащихся понимание, что «Доносить на кого-то = хотеть причинить ему вред», а «Сообщить о происшествии = пытаться помочь тому, кто в беде (в том числе себе)».
- I Учащихся необходимо научить использовать одну из стратегий поведения в конфликте в зависимости от ситуации и внутренней приемлемости: пройти мимо и не быть частью публики, поддержать пострадавшего, сообщить о факте насилия ответственному взрослому, дать отпор агрессору (по- мочь дать отпор).
- I Работу с выявленным случаем стоит строить на принципах: акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности; контроль над собственными негативными эмоциями, демонстрация модели неагрессивного поведения (так как педагог является моделью поведения для учащихся).
- I Изучать и применять методы корректного реагирования на ситуации конфликта и буллинга, методы работы с агрессивными и гиперактивными детьми. Разработать и применять собственную стратегию борьбы с травлей, основанную на следующих принципах:
- не строить стратегию работы на том, чтобы вызвать у коллектива жалость к ребенку, в отношении которого были совершены агрессивные действия, это не применимо в случае с травлей, а напротив, будет служить подтверждением эффективности действий агрессора. Оказать пострадавшему поддержку, не обещать того, что не может быть выполнено;
- не обвинять публично агрессора, это закрепит его поведение, так как оно направлено на получение социального внимания и одобрения его доминантности (негативного лидерства). Дать возможность агрессору
ответить письменно. Акцентировать внимание на ожидаемом позитивном поведении. Не угрожать и не обвинять агрессора. Спокойно сообщить о неприемлемости насилия в данном образовательном учреждении и о том, что будут предприняты меры и они направлены не против агрессора, а для поддержания безопасности;
- не путать травлю и непопулярность, так как в случае травли работа над повышением популярности пострадавшего в коллективе может только ухудшить ситуацию;
- в случае травли необходимо работать со всем коллективом, а не с отдельными личностями, так как травля – это проблема коллективной динамики;
- не перекладывать ответственность на пострадавшего, так как в случае насилия это агрессор выбирает его применять и делает приемлемым. Не обсуждать поведение и личность пострадавшего, а обсуждать поведение агрессора и наблюдателей;
- научить неприемлемости любого вида насилия, самому/самой демонстрировать такой подход в работе;
- развести понятие отношений и поведения – человек может не нравится, но проявлять любой вид насилия по отношению к нему неприемлемо;
- убедиться в наличии поддержки родителей, опекунов у всех участников.
- I Внимательно относиться к просьбам и жалобам родителей, не оставлять без внимания их обращения. Информировать родителей о возникающих конфликтных ситуациях и случаях насилия, вовлекать их в разрешение конфликта, а так же в обучающие и информационные мероприятия, проводимые образовательным учреждением для родителей.
- I В случае совершения насильственных действий учащимся или в отношении учащегося действовать в соответствии с установленным в образовательном учреждении порядком