Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 1 полугодие 2024-2025 учебного года.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания.
В течение 2024-2025 года работа МО русского языка и литературы строится в соответствии с темой и задачами, определенными на этот учебный год.
Методическая тема: «Формирование читательской грамотности через использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Цель:
Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, компетентности
в области русского языка и литературы в условиях реализации обновленной программы обучения и модернизации системы образования путем проектирования учебных занятий, формирующих читательскую компетенцию в урочной и внеурочной деятельности.
Основные задачи:
1. Внедрение в практику наиболее эффективных технологий для развития навыков
смыслового чтения.
2. Формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и
литературы, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение
эффективности и качества педагогического процесса
3. Совершенствование системы повышения квалификации педагогического
мастерства путём внедрения эффективных форм работы с целью повышения
познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
4. Научно-методическая подготовка учителей по подготовке обучающихся к
государственной аттестации и ЕНТ.
5. Совершенствование работы по развитию интеллектуальных способностей
обучающихся, выявление одарённых и склонных к изучению гуманитарных
дисциплин детей.
6. Совершенствование программно-методического обеспечения образовательного
процесса для получения результатов высокого уровня качества образования,
соответствующих потребностям и интересам общества
7. Повышение эффективности деятельности членов методического объединения
по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного
образования при сохранении их здоровья;
8. Выявление, изучение, обобщение и распространение творческого опыта
педагогов района через мастер-классы, практические занятия, семинары.
В соответствии с темой работы МО были поставлены следующие цели и задачи.
Ожидаемые результаты работы:
1. Сформированность читательской грамотности учащихся.
2. Повышение познавательного интереса обучающихся к предметам
гуманитарного цикла.
3. Рост качества знаний обучающихся.
Направления методической работы:
1. Аналитическая деятельность:
- анализ методической деятельности за 2023-2024 учебный год и планирование на
2024-2025 учебный год;
- изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
2. Информационная деятельность:
- изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования
педагогической деятельности.
3. Организация методической деятельности:
- выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической
помощи молодым педагогам.
4. Консультативная деятельность:
- консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ;
- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической
деятельности;
5. Организационные формы работы:
- заседания методического объединения;
- методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов основной школы, организации внеурочной деятельности;
- выступления учителей на ММО, практико-ориентированных семинарах,
педагогических советах;
- повышение квалификации педагогов на курсах;
- прохождение аттестации педагогическими работниками.
Приоритетные направления:
• углубление языковой компетентности через активизацию деятельности
обучающихся;
• дифференцированный подход к обучению;
• расширение процесса подготовки к итоговой аттестации в 9,11 классах
В состав методического объединения учителей русского языка и литературы входит 4 человека:
Состав методического объединения.
Бегер Елена Николаевна - педогог-модератор, стаж 6 лет
Болдырева Айнур Бекболатовна- педагог- модератор, стаж 9 лет
Никишина Анжелика Валерьевна- педагог-модератор, стаж 4 года
Ворожейкина Виктория Владимировна- педагог-модератор, стаж 3 года
Внеклассные мероприятия ко Дню языков.
Учителями методического объединения было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Моя Родина- Казахстан». Мероприятие проходило в виде интеллектуальной игры, в которой приняли участие ученики 9-11 классов. По итогам игры первое место заняли учащиеся 10 «А» класса, второе место- 10 «Б» класс и 3 место занял 11 «А» класс.
Цель мероприятия: 1. Знать символы государства, их особенности, значение. Формировать интерес к языкам, уважение к культурному наследию народов Казахстана. 3. Воспитывать толерантность. Умение проявлять свои творческие и интеллектуальные способности.
Мероприятия, проведенные в рамках Недели русского языка и литературы
По плану с 11 по 22 ноября была проведена декада русского языка и литературы. Учителя методического объединения организовали проведение декады следующим образом:
Дни недели |
I неделя |
II неделя |
Понедельник |
Открытие недели
|
Конкурс рисунков «Мои любимые сказочные герои» 5-6 классы
|
Вторник |
Акция «Читающие перемены»
|
Оформление стенда «Писатели-юбиляры 2024-2025»
|
Среда |
Внеклассное мероприятие «Частушки – душа народа» Учитель: Ярмош Н.И. 13:15 303 каб
|
Конкурс поделок 7-8 классы
Внеклассное мероприятие учитель: Никишина А.В. 18:05 303 каб |
Четверг |
Внеклассное мероприятие. «Мифы народов мира». Учитель: Бегер Е.Н. 18:55 303 каб
|
Конкурс презентаций 9-11 классы.
Внеклассное мероприятие. Учитель: Ворожейкина В.В. Актовый зал
|
Пятница |
Веселые перемены. Игра «Ручеек» Выставка русской народной утвари «Русская душа»
|
Конкурс чтецов «225 лет со дня рожденияя А.С. Пушкина» 11:00 303 каб
Закрытие декады.
Подготовка материалов для школьного сайта. |
Ежедневно
|
«Читающая минутка» на уроках литературы Каллиграфия на уроках русского языка
|
С 11 по 22 ноября в КГУ "ООШ №2 с. Астраханка" проходила декада русского языка и литературы, в которой принимали участие учащиеся 5-11 классов
Декада русского языка и литературе была посвящена писателям – юбилярам и нововведениям в русском языке. Проходила в период с 11 по 22 ноября.
В секции методического объединения русского языка и литературы работают 4 учителя. Из них:
- 3 учителя с категорией педагог-модератор – Бегер Е.Н., Ворожейкина В.В., Никишина А.В.;
- 1 учитель с категорией «педагог – исследователь» - Ярмош Н.И.
Тема Декады «Язык - это история народа».
Цели проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; критического мышления и мотивации к изучению предмета; совершенствование лингвистической, коммуникативной и речевой компетенции школьников.
- развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости лингвистических и литературоведческих знаний в повседневной жизни.
При проведении учитывались возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности. Программа декады отражает различные формы и методы учебной и развлекательной деятельности.
Предметная декада позволила учащимся и педагогам школы раскрыть свой творческий потенциал. Каждый учитель русского языка и литературы провел свое мероприятие, согласно плану.
Ежедневно проходили всевозможные акции. В период декады школа погрузилась в необычайный, богатый и выразительный мир русского языка и литературы.
11 ноября в торжественной обстановке состоялось открытие декады.
12 ноября в школе проходила акция «Читающие перемены». Кто-то из учащихся приносил любимую литературу из дома, а кто-то знакомился с биографией и творчеством писателей, сканируя QR-код на стенде в кабинете русского языка и литературы.
13 ноября состоялось внеклассное мероприятие «Частушки – душа народа»
Учитель: Ярмош Н.И.
14 ноября состоялось внеклассное мероприятие «Мифы народов мира» Учитель: Бегер Е.Н.
15 ноября в школе были организованы «Веселые перемены». Учащиеся совместно с педагогами школы играли в русскую народную игру «Ручеек» под музыку.
Также 15 ноября была организована выставка предметов русского народного быта и обихода.
18 ноября был проведен конкурс рисунков среди учащихся 5-6 классов на тему «Мой любимый сказочный герой»
19 ноября – оформление стенда «Писатели-юбиляры 2024-2025»
20 ноября состоялось внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка». Учитель: Никишина А.В. А также был организован конкурс поделок среди учащихся 7-8 классов.
21 ноября – состоялся литературный вечер «Мой Есенин». Учитель: Ворожейкина В.В.
22 ноября – конкурс чтецов, освященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В данном мероприятии приняли участие учащиеся «ООШ №1» и «ООШ №2». А также состоялось закрытие декады русского языка и литературы совместно с учащимися 10 и 11-х классов. Мероприятие проходило под названием «Зимние забавы» и проводилось на улице.
Ежедневно на уроках русского языка и литературы проводились акции «Каллиграфия» и «Поэтическая минутка».
План Недели русского языка и литературы был выполнен, все мероприятия прошли на высоком методическом уровне и помогли учащимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить знания в области лингвистики и общеобразовательный кругозор. Учителям удалось создать необходимые условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных, творческих, интеллектуальных способностей каждого ученика, организовать сотрудничество между учениками и учителями.
Участие в конкурсах и олимпиадах.
В ноябре прошел школьный этап республикаской предметной олимпиады. В олимпиаде по русскому языку и литературе приняли участие ученики 5- 11 классов. Победителям были вручены дипломы за 1, 2 и 3 место.
Повышение квалификации
Методическое объединение уделяет большое внимание обеспечению учебного процесса , повышению квалификации.
Бегер Е.Н. в 2024 была присвоена категория педагог-модератор
Никишиной А.В. в сентябре 2024 г была присвоена категория педагог-модератор
Болдырева А.Б. в 2019 году прошла курс повышения квалификации на тему «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в период обновления образовательных программ», в этом же году курсы "AGZHAN", "современные технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы и дома»; в 2021 году прошла курсы повышения квалификации на тему «Развитие профессиональных компетенций учителя»
Никишина А.В. 2019 год- "AGZHAN", "современные технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы и дома "; 2021 год-
повышение квалификации.
Ворожейкина В.В. "AGZHAN", "современные технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы и дома " 2020 год. 2022 год- курсы по повышению квалификации «PISA». 2023 год- курсы по повышению квалификации «Развитие предметных компетенций учителей русского языка и литературы по сложным темам 5-9 классов». Участие в областном практическом семинаре для учителей русского языка и литерытуры «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».
Все учителя владеют теорией и методикой преподавания русского языка и литературы, активно применяют теоретические знания в своей практической деятельности, а также работают по выбранным темам самообразования и совершенствуют свой профессиональный уровень; серьезно готовятся к урокам; владеют компьютерной грамотностью; используют на уроках современные формы и методы преподавания.
Заседания ШМО
За 1 полугодие было проведено 3 заседания ШМО. На них обсуждались следующие вопросы:
Анализ работы ШМО за 2022-2023 учебный год.
Определение целей и задач на новый учебный год.
Выработка единых представлений о перспективах работ над темой МО.
Утверждение плана работы школьного МО на 2023-2024 учебный год.
Рассмотрение и утверждение тематического планирования.
Работа с нормативными документами.
Изучение инструктивно-методического письма «О преподавании русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях»
Подготовка и проведение декады и недели языков.
Подготовка и проведение предметной недели: составление графика открытых уроков, внеклассных мероприятий.
Проверка тетрадей учащихся и контроль дозировки домашнего задания.
Составление плана работы с одаренными, мотивированными и слабоуспевающими учащимися.
Посещение уроков по плану и их анализ.
О проведении недели русского языка и литературы.
Сравнительная таблица качества знаний за 1 и 2 четверть
Четверть |
Предмет |
Успеваемость % |
Качество % |
Ярмош Н.И. |
|||
1 |
Русский язык |
100 |
39 |
Литература |
100 |
41 |
|
2 |
Русский язык |
100 |
43 |
Литература |
100 |
45 |
|
Бегер Е.Н. |
|||
1 |
Русский язык |
100 |
95 |
Литература |
100 |
80 |
|
2 |
Русский язык |
100 |
65 |
Литература |
100 |
76 |
|
Никишина А.В. |
|||
1 |
Русский язык |
100 |
58 |
Литература |
100 |
60 |
|
2 |
Русский язык |
100 |
63 |
Литература |
100 |
63 |
|
Ворожейкина А.В. |
|||
1 |
Русский язык |
100 |
54 |
Литература |
100 |
52 |
|
2 |
Русский язык |
100 |
61 |
Литература |
100 |
61 |
Задачи на 2 полугодие по совершенствованию образовательного процесса:
-Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности.
-Воспитывать уважение и любовь учащихся к русскому языку и литературе.
-Систематически анализировать качество обучения учащихся по итогам посещения уроков и мероприятий.
-обобщение и распространение положительного педагогического опыта работающих учителей;
-продолжить работу с одаренными детьми + работу со слабоуспевающими обучающимися;
-всем учителям скоординировать количество часов по учебному плану с тематическим планированием и создать резерв учебного времени;
-продумывать систему опроса и контроля ЗУН обучающихся;
-в целях стабилизации и углубления образовательного уровня, обучающихся по предметам, каждому учителю рекомендуется продолжать работу по качественному анализу ЗУН обучающихся, дифференциации обучения;
-учителям систематически проводить поэлементный анализ ошибок, допущенных учащимися при выполнении контрольных диагностических работ с последующей их отработкой;
-учителям выпускных классов продумать и планомерно вести подготовку обучающихся к ГИА.
Руководитель МО: Бегер Е.Н.