«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Астрахан ауылының № 2 жалпы орта білім беретін  мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 2 села Астраханка отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желілерде

      

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Круглый стол на тему: «История развития ислама и межконфессиональных отношений в Казахстане»

18.05.2018

Круглый стол на тему: «История развития ислама и межконфессиональных отношений в Казахстане».

                             «Прочность мира – в свободе души».

 

Цель: Способствовать распространению

межрелигиозной терпимости среди молодежи и ее динамичного восприятия

общечеловеческих ценностей.

Задачи:

1.     Познакомить учащихся с историей

ислама

2.     Развивать навыки ораторского

мастерства, познавательные способности, самостоятельность и инициативу.

3.Помочь

молодым людям уважать и воспринимать религиозные и культурные различия без

враждебности

4.История ислама

5.Источники

вероучения.

6.Пять

столпов мусульманской веры.

7. Праздники

ислама.

Форма

проведения: Круглый

стол.

Оформление: Высказывания Президента РК Н.А.

Назарбаева, видных государственных и религиозных деятелей.

Предварительная

подготовка:

1.     Распределение по группам.

2.     Выбрать спикера от каждой команды

для выступления по теме: История возникновения религий.

3.     Приглашение  для обсуждения темы –имама Астраханской

мечети- Нурахметова  Адильхана  Максутовича.

Ожидаемый

результат:

1.     Учащиеся больше узнают об истории

ислама.

2.     Учащиеся поймут важность

информирования молодежи о проблемах, связанных с религиозными убеждениями.

3.     Учащиеся научатся выражать и

защищать свою точку зрения.

Ведущий:

Неизлечимая

болезнь – куда страшнее, чем болезнь смертельная. И на пороге нашего жилья, у

небоскреба, юрты, хижины, вигвама и бунгало, давно маячит «самая последняя»

война, где действует особенный закон: «Сначала помолись, потом раздай

патроны».Мы слишком долго жили в информационной изоляции. Чтобы вовремя на

собственно подворье почувствовать дыхание «войны религиозной». И потому не

сразу поняли, как ловко может быть завернут социальный, политический,

гражданский и экономический конфликт в страницы Вечных книг, как может

прикрываться тот конфликт тотемом родовым, национальною одеждою. Вероучительные

расхождения, даже самые серьезные, обычно не бывают причинами войн и

конфликтов. Но есть попытки вовлечь религиозный фактор в этнические и

гражданские конфликты. Посему важно, чтобы верующие различных  конфессий сообща противостояли силам вражды и

разделения, помогали смягчить любую напряженность, заботясь о том, чтобы именно

те народы, к которым они сами принадлежат, не становились причиной розни и несправедливости.

Прошел уже не один съезд лидеров мировых и традиционных религий. Ощутимо окреп

диалог, зародившийся на земле, чей коренной народ не единожды становился

объектом обиды, несправедливости, но субъектом насилия не был ни разу. Диалог

предлагался форумом как центральная альтернатива насилию в нашем быстром

«прекрасном и яростном мире». В правильной информации должен быть  единый посыл: донести свои мысли и чувства,

свои убеждения можно только тогда, когда чтишь, понимаешь и знаешь не только

родную культуру, но также – культуру своих собеседников.«Нельзя создавать одно

религиозное пространство, но можно создать территорию мира» - говорит Президент

суверенной Республики Казахстан. Нурсултан Назарбаев считает религию фактором

консолидации, а не вражды. Он твердо убежден: нет конца у всемирной истории,

ибо нет и не будет единой модели всей жизни на этой земле.

Вопросы

1.Что вы

знаете о происхождении ислама?

2.В чем

уникальность религиозной ситуации в нашей стране?

.

Возрождение ислама.

В ѴІІ веке

до н.э. большая часть Аравии представляла собой пустыню, населенную племенами

кочевников – бедуинов. Однако на плодородных землях по берегам Красного моря и

Индийского океана были разбросаны постоянные поселения, откуда брали начало

караванные пути через пески и города Сирии и Месопотамии. На караванной

торговле процветали редкие оазисы вдоль торговых путей, в том числе небольшие

городки Мекка и Медина, которым в истории ислама было суждено сыграть ключевую

роль.

Пророк

Мухаммед родился в Мекке, в семье погонщика верблюдов. Потеряв родителей в

раннем возрасте, он занимался караванной торговлей на службе у богатой вдовы

Хадиджи. Спустя некоторое время его привычка бродить по окрестным горам

принесла плоды. Ему начали являться видения, в которых он беседовал с ангелом

Джабраилом. Его заповеди он записал стихами, вошедшими в древнейшую часть

священной книги ислама Коран. В окончательной форме Коран состоит из 114

откровений, ниспосланных пророку за 22 года. Тем временем Мухаммед начал

проповедовать утверждение, что есть один лишь всемогущий и всевидящий бог.

Аллах, или «покровитель», - по-арабски «ислам» - стало названием новой веры, а

ее последователей стали называть мусульманами, или «покорными».В Мекке Мухаммед

собрал небольшую группу приверженцев, куда вошли ближайшие родственники, но его

учение не получило поддержки в родной Мекке. В 622 г. Мухаммед со своими

последователями покинул Мекку. Традиционная дата его бегства, известная как

Хиджра, позднее стала считаться первым днем первого года нового исламского

календаря.Мухаммед нашел приют в соседней Медине, где быстро завоевал авторитет

как посредник в спорах и начал привлекать все новых адептов. В конечном счете,

жители Медины признали его «Божьим пророком» и совершили под его началом

несколько военных походов на Мекку. После падения Мекки в 630 году Мухаммед

вернулся на родину владыкой, уничтожил 360 идолов в Каабе и посвятил храм

Аллаху.

Основные

направления — суннизм и шиизм. Суннизм, одно из двух (наряду с шиизмом)

основных направлений ислама. В странах распространения ислама приверженцы

суннизма — сунниты — составляют большинство (кроме Ирана, Юж. Ирака, Сев.

Йемена). Наряду с Кораном признает сунну. При решении вопроса о высшей

мусульманской власти (имаме-халифе) опирается на «согласие всей общины», в

отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов. Шиизм (от араб.

ши’а — группа приверженцев), одно из двух (наряду с суннизмом) основных

направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности

последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают

суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов —

Алидов. Шиизм — государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке,

Ливане, Бахрейне и др.


Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является

государственной религией.

История ислама

Ислам -

мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.) среди

арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе

военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на

Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось

мусульманское государство — Халифат. Современный ислам распространен в основном

в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социо

культурной жизни (в большинстве из них ислам — государственная религия, а

шариат — основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире

около 1 млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90 %), шииты составляют

около 10%.

Обсуждение :  конфессии 

в исламе


Учащиеся : сунниты  

,шииты            -           (особенности


Вопросы для

обсуждения:

* Какова роль религии в жизни современного общества?

*Конфессия – это…?

 *Многоконфессиональная

структура населения – каковы причины? 

*Статья

Конституции-

РК – светское государство.

Вопрос: -

Какие народы исповедуют ислам? 

Вывод: Ислам (70% верующих), ислам суннитского

направления исповедуют казахи и др. тюрксие народы – узбеки, татары, уйгуры,

турки, кыргызы, башкиры. Азербайджанцы придерживаются другого направления в

исламе – шиитского. Религия влияет на культуру и быт народов, на различные

стороны их жизни, иногда даже служит причиной вражды между народами, приводит к

войнам, переселению части верующих в другие страны. Духовная культура народов

выражается в соблюдении религиозных праздников, обрядов и законов, в создании

величественных храмов. 


Источники вероучения


Основной источник мусульманского вероучения — Коран, , главная священная книга

мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв,

назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.

Самые ранние сохранившиеся списки рубежа 7-8 вв.Второй источник мусульманского

вероучения — Сунна, своего рода священное предание, как источник материала для

решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих

перед мусульманской общиной.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный

характер. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще

упоминать Бога и Его имена. Однако через откровение, знамения и имена

человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в

мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека

абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина.

Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого

установились и действуют законы Корана.

Вероучение

Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд,

воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, —

божественный закон, которому следует подчиняться

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»:

1.словесное

исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада,

2 Молитва

пять раз в день;

3.милостыня

в пользу нуждающихся;

4.пост в

месяц рамадан, который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых

увеселений в светлое время суток. Рамазан (рамадан), 9-й месяц мусульманского

лунного года хиджры. Согласно исламу, в этом месяце Мухаммеду было ниспослано

первое откровение. В рамазан мусульмане должны соблюдать пост (уразу).;

5.

паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне —

Каабе (Кааба (от араб. ка’б — куб), мусульманский храм в Мекке, имеющий форму

куба.) Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира,

символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает

национальных и культурных различий.


^ Мусульманская культура


Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил

распространение. После окончания паломничества начинается длящийся три дня

главный мусульманский праздник —курбан-байрам, праздник жертвоприношения. Ко

времени Курбан-байрама приурочивается хадж.

Второй по значимости мусульманский праздник —ураза-байрам, праздник разговенья

в честь окончания поста в месяц рамадан. В целом ислам представляет собой

нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства,

тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни

человека.


Сообщение ученика:

об истории

развития религий и межконфессиональных

отношений в

Казахстане.

На протяжении многих веков казахскому народу

приходилось бороться за свою независимость и суверенитет. Благодаря своим

лучшим качествам, умению сплотиться и быть единым в минуту опасности,

стремлению жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами, он не исчез

в потоке истории и через десятилетия смог восстановить свою

государственность.Строя национальную политику мы должны извлекать уроки из истории, учитывая

этнический состав населения Казахстана и процесс

его формирования. Межэтническое и межрелигиозное согласие

являются основными составляющими стабильности любого общества.. По

данным экспертов, сегодня Казахстан стал родным домом для представителей 140

этносов и 17 конфессий. Анализ состояния межэтнических и межконфессиональных

отношений в стране показывает высокий уровень их прочности.

В стране созданы благоприятные условия для

реализации своих функций, активно идет процесс межрелигиозного диалога, свобода

вероисповедания закреплена Конституцией и принятым в 1992 году Законом РК

«О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Казахстан

стал инициатором процесса сближения культур и религий. Астана уже трижды

принимала участников съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые

стали конкретным вкладом республики в снижение опасности межрелигиозного

противостояния, распространяющегося по всему миру.

Особую роль здесь играет Ассамблея

народа Казахстана (АНК), созданная Указом Президента Республики

Казахстан от 1 марта 1995 года. Эта идея была выдвинута главой государства еще

в 1992 году на I этническом форуме, посвященном годовщине

независимости страны. Выступая на нем, Нурсултан Назарбаев сказал: «Не

одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов.

Многое, переосмысливая заново, мы не в праве растрачивать это богатство,

забывать добрые традиции. Именно поэтому необходимо перевести форум на

постоянную основу, создать новый общественный институт».

Сейчас АНК стала самым действенным

механизмом по поддержанию баланса различных этнических интересов и укреплению

общественного согласия. В нашей стране она объединяет все

национально-культурные центры, представителей всех этнических меньшинств,

населяющих нашу страну. А так же, государственную политику в

сфере религии реализует ряд органов: Агентство Республики Казахстан по делам

религий, выполняющий функции и полномочия в сфере межконфессионального

согласия, обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия

с религиозными объединениями, На мировой арене Казахстан воспринимается как

территория мира и согласия, толерантности, сближения культур и религий. В

стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных

школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения

работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку

этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 12 млн. тенге. Кроме того, им

оказывается помощь и из местного бюджета. В Казахстане издается 4

республиканских и 15 региональных национальных газет, работает 6 национальных

театров (казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский и узбекский).

Ежегодно

выходит в свет несколько десятков новых книг на языках этнических групп. Стали

традиционными ежегодные массовые народные праздники Наурыз, Масленица,

Рождество и др.

          Что касается религиозных

конфессий в Казахстане, по статистическим данным,

функционирует 4200 религиозных объединений, принадлежащих к 46 конфессиям,

действуют 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов. Среди верующих имеются

последователи почти всех мировых религий, ислама, христианства (православия,

католицизма, протестантских течений), буддизма, а также иудаизма, индуизма,

древних политеистических культов и современных новообразований. Важное место в

конфессиональном секторе Казахстана занимают наиболее традиционные для местного

населения религии – ислам суннитского толка (св. 70 %) и русское православное

христианство (св. 26% населения страны). В 1990 г. в Республике было образовано -

Духовное управление мусульман Казахстана, объединяющее в настоящее время

большинство из 2369 официально зарегистрированных мечетей. Хороший климат в

межэтнических и межконфессиональных отношениях провозглашен основой всего

государства, главный вдохновитель такой политики наш президент, доказательством

чего, являются его слова: Казахстан сегодня способен противостоять

любой экспансии, будь то военное вмешательство, политическое или экономическое

давление, сепаратизм или национал-шовинизм. Своей независимостью,

территориальной целостностью мы не поступимся .

Знакомство с

социологическими исследованиями.

Если

обратиться к цифрам социологического исследования, то 11,9 % населения

Казахстана считают себя верующими, а 41,4 % идентифицируют себя как верующих,

но в религиозной жизни не участвуют. Уважают религиозные чувства других, но при

этом не являются верующими и не участвуют 13,3 % населения республики. Признают

себя неверующими 7,6% жителей страны. Приверженцами ислама из числа верующих и

придерживающихся религиозных традиций являются 53,9 % опрошенных, православия –

12,3%, протестантизма – 1,65%, католицизма – 1,2 %, нетрадиционных религиозных

верований – 1,7 %. Эти данные свидетельствуют о том, что большинство жителей

страны в религиозном плане умеренно активны. При этом отношении между

различными религиозными верованиями носят терпимый, толерантный характер.

Отсутствуют какие-либо столкновения на религиозной почве. Это с одной стороны,

а с другой – Казахстан, как светское государство, гарантирует принятие мер

противодействия межконфессиональным конфликтам.

Знакомство с

Декларациями съездов лидеров мировых и традиционных религий.

Мы, участники V Съезда лидеров

мировых и традиционных религий, объединенные стремлением к миру,

согласию и созидательному сотрудничеству ради лучшего будущего человечества,

 выражая благодарность Президенту

Республики Казахстан, Его Превосходительству господину Нурсултану Назарбаеву за

благородную инициативу по проведению Съезда лидеров мировых и традиционных

религий, всему казахстанскому народу и его Правительству за их щедрость и

гостеприимство,

признавая высокую роль

Съезда и вклад Республики Казахстан в продвижении межрелигиозного и

межцивилизационного диалога во имя достижения мира, справедливости и

безопасности в XXI веке,

приветствуя глобальные и

региональные инициативы по поощрению межрелигиозной и межкультурной гармонии,

укреплению диалога между религиозными лидерами и политическими деятелями,

отмечая важность вклада мировых и

традиционных религий в развитие человеческой цивилизации посредством

утверждения духовных идеалов и ценностей,

осознавая значимую роль религии в

формировании атмосферы взаимного уважения, укреплении семейных ценностей и

нравственном воспитании молодого поколения,

выражая обеспокоенность ростом

межрелигиозной и межэтнической напряженности, политической нестабильностью и военными

столкновениями в разных регионах мира,

осуждая проявления всех видов нетерпимости,

в том числе религиозной, и радикализма, повлекших за собой жертвы и страдания

мирного населения,

подчеркивая, что экстремизм и

терроризм не имеют никакого отношения к истинному призванию всех религий,

подтверждая приверженность

реализации достигнутых договоренностей в духе основной темы V Съезда – «Диалог

религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития»,

 

договорились о следующем:

1. содействовать диалогу религиозных

лидеров с политическими деятелями, международными организациями и гражданским

обществом с целью обеспечения стабильности и безопасности, предупреждения и

урегулирования конфликтов,

2. призвать стороны военных

конфликтов прекратить столкновения, объявить перемирие и посредством

переговоров выработать соглашения о прекращении насилия, защите мирных граждан,

мирном решении всех противоречий,

3. решительно отвергнуть силовые

методы решения любых политических и религиозных противоречий как на национальном,

так и межгосударственном уровнях,

4. призвать политических лидеров всех

ведущих держав остановить разрастание пропасти недоверия в современном мире,

прекратить взаимные санкции и использовать механизмы Организации Объединенных

Наций и других международных организацийдля урегулирования противоречий в

соответствии с международным правом во имя установления мира и безопасности,

5. способствовать диалогу религиозных

и политических лидеров на принципах равенства, справедливости, взаимного

уважения и мирного сосуществования,

6. активизировать деятельность

традиционных и поиски новых механизмов взаимодействия между духовными и

политическими лидерами во имя устойчивого мира и развития,

7. обеспечивать равное уважение к

мировым и традиционным религиям, всему, что считается святым в них, и

религиозным чувствам верующих при понимании неотъемлемости прав человека на

свободу совести, мнений, слова и выбора,

8.уважать религиозное многообразие при

продвижении диалога между мировыми и традиционными религиями,

9. противодействовать провокациям и

действиям, направленным на разжигание вражды, ненависти и насилия под

прикрытием псевдо религиозной риторики,

10.поддерживать усилия по противодействию

экстремизму и терроризму, стремясь к их искоренению, проявить особую бдительность

с тем, чтобы борьба против экстремизма и терроризма не переросла в войну против

религий и их последователей,

11.развивать дальнейшее взаимодействие

Съезда мировых и традиционных религий с Организацией Объединенных Наций,

международными организациями в области безопасности и сотрудничества и другими

инициативами в целях укрепления глобального диалога во имя мира и развития,

12. содействовать развитию

образования молодежи, обратив внимание на аспекты религиозного просвещения,

воспитания веротерпимости, уважения семейных ценностей,

13.призвать владельцев и издателей средств

массовой информации прекратить практику использования СМИ, включая Интернет,

для разжигания межрелигиозной и межконфессиональной розни, напомнив об их

моральной ответственности, а также рекомендовать им распространять культуру

мира и согласия, уважения между религиями, народами и государствами,

14.объединить усилия религиозных и

политических деятелей, государств и обществ для решения таких наиболее

актуальных проблем современного мира, как нищета, голод, эпидемии, безработица,

борьба с последствиями природных катаклизмов и техногенных катастроф,

15.приветствовать инициативу Казахстана по

проведению в Астане Региональной конференции по противодействию насильственному

экстремизму,

16.провести VI Съезд лидеров мировых и

традиционных религий в 2018 году в Астане.

 

Заключительное слово учителя.

Президент

Казахстана Нурсултан Назарбаев с самого начала обретения республикой

независимости проводил политику мира и согласия. Конкретные действия, которыми

эта политика выражается, очевидны всем. Это в первую очередь интеграция,

создание структур безопасности как в религиозном, так и в континентальном

масштабе. Это внедрение в политический оборот инновационных идей, призванных

сплотить страны и общества. И самая яркая и плодотворная идея, инициатором

которой выступил Президент Казахстана, - съезд лидеров мировых и традиционных

религий. Он стал беспрецедентным событием, направленным на осуществление

межконфессионального диалога в глобальных рамках. Диалог между религиями

позволяют создать предпосылки для появления единой силы, выступающей за

перемены к лучшему во всем мире, которая объединяет религиозные конфессии.

По

праздничным и знаменательным дням любого государства во многом можно судить о

его характере и приоритетах. В нашей стране среди знаменательных дней появился

еще один – важный. Необходимый – День духовного согласия. Это тот не частый

случай, когда с инициативой выступили не представители власти, а сами граждане

Республики Казахстан. В Астане состоялась конференция «Через толерантность – к

духовному согласию». Ее участники обратились к главе государства с предложением

закрепить сложившуюся практику и объявить 18 октября общенациональным

праздником – Днем духовного согласия. Президент одобрил эту идею, и теперь 18

октября входит в наш календарь, как один из главных праздников страны.

Ученик.

Сегодня, когда так

много наций в мире,

И мы плечом стоим сейчас друг к другу,

Нельзя играться жизнями, как в тире,

Не замечая в чьём – то сердце вьюгу.

Мы разные, конечно, все снаружи,

Но в наших жилах кровь одна течет,

И в самые холодные вновь стужи,

Цвет кожи будет уж не в счет.

У нас, у всех одни и те же чувства,

И сердце одинаково стучит,

В душе должно быть все-таки не пусто,

Когда о помощи народ другой кричит.

Да, разные у нас традиции и вера,

Но это ведь на главное для нас.

Должна создаться в мире счастья сфера.

Чтоб на лице улыбка родилась.

Я призываю всех людей планеты,

Объединиться, стать одной семьёй.

И в жизни главные для каждого ответы,

Найдём, покончив с нравственной войной!

Просмотров: 365


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст